Психологическая безопасность

Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», - пишет В.А. Сухомлинский.

Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра.

Создание условий психологического комфорта, когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка, получило название «психологической безопасности». Такие условия начинают создаваться в нашем детском саду с первой минуты пребывания ребенка в группе.

Отношения в нашем коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности. Детям нравится участвовать в совместной деятельности, вместе играть, создавать проекты и коллективные творческие работы. В детско-взрослых отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями. В нашем детском садике существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог нашего учреждения при участии родителей и воспитателей группы.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде сада проходит или уже прошла успешно.

Психологическая безопасность — такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка.

В нашем детском саду для психологической разгрузки проведена работа по созданию в каждой группе психологических уголков – уголков уединения, в которых ребенок может отдохнуть от шума группы, порисовать, полистать детские журналы книги, поиграть с любимой игрушкой, послушать музыку и др.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми. Педагоги нашего доу имеют возможность освоить и внедрить с воспитанниками методические приемы и психокоррекционные методы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:

Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня: использование в практике детского сада таких режимных ритуалов как «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми; игровое общение (подвижные игры немецкого психолога К.Фопеля); минутки задушевного общения, когда воспитатель, расположившись на ковре вместе с детьми, хвалит детей, обсуждает их достижения, читает, играет с ними.
Применение психолого-педагогических приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечение внимания детей, выравнивания психологического климата в группе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления); использование специальных игр для профилактики конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, эмоциональность, умение рефлексировать, повышают самооценку.
Для обеспечения психологической безопасности ребенка разработана система мероприятий:

- профилактика психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: гимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;

- работа с природными материалами — глиной, песком, водой, красками. арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;

- музыкальная терапия — регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей оказывает театрализованная деятельность. Дети полностью погружаются в роль;

- предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;

- расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми; создание развивающей предметно-пространственной среды.

Общепризнанным фактом является то, что успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда в нашем детском саду организована таким образом, что она побуждает детей взаимодействовать с её различными элементами, повышает функциональную активность ребёнка, даёт разнообразные, меняющиеся впечатления.

Угрозы информационно-психологической безопасности детей.
Дети, и в целом детство в России, являются важнейшим объектом безопасности, обеспечить которую в современных условиях крайне сложно, ибо угроз безопасности стало несравненно больше чем десять лет назад.

Информационную безопасность личности можно определить как состояние защищенности её основных интересов, которые соответствуют реализации Конституционных прав и свобод.

Среди основных конституционных прав ребёнка присутствует:

- право на защиту от угроз, вызываемых информационным воздействием на психику .

Центральным в теории «безопасности» является понятие «угроза». Угроза и опасность - это совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития человека и общества.

Современная информационная среда - может оказывать на объект, принимающий информацию, так называемое информационное воздействие - такой вид воздействия, при котором человек обращается к какому-либо источнику информации (например, к другому человеку) за сведениями о том, как следует поступать (или думать) . То есть, проще говоря, в поведении героя художественного фильма (или героя печатного художественного произведения) ребёнок может увидеть пример для подражания.

А пример для подражания может оказаться вредным.

Угрозами информационно-психологической безопасности детей является:

1. получение детьми непристойных (то есть не соответствующих принятым стандартам нравственности) материалов различного характера (например, порнографии, материалов, содержащих жестокость и ненормативную лексику, вульгарные или шокирующие выражения);

2. получение детьми материалов, в содержании которых отражается национальная или другая (например, религиозная, социальная) нетерпимость и пропаганда расового, национального и религиозного неравенства или антиобщественного поведения;

3. получение детьми материалов, содержащих рекламу и пропаганду опасной и вредной для здоровья человека продукции (например, алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ).

Материалы, наполненные содержанием такого характера, то есть источники угроз, могут встречаться в СМИ (в газетах и журналах, на телевидении и радио), СМК (в Интернете), а также в книжных изданиях. Причиной такой ситуации явился процесс коммерциализации .

Литература и СМИ буквально пронизаны вседозволенностью. Особенно коммерциализация отразилась на детской литературе.

Неотъемлемыми требованиями детской книги является:

- Познавательность;

- занимательность ;

- художественность.

Многие литературоведы говорят о том, что детская литература, на сегодняшний день исчезла, за исключением литературы для самых маленьких детей, которая существует за счёт авторов-классиков. Издатель, для того чтобы остаться «на плаву», издаёт то, что прибыльно взрослых, - те же «стрелялки» и «войнушки». Детская литература стала носить, развлекательный и игровой характер. Детям навязываются идеи «суперменства», превосходство сильного над слабым, богатого над бедным, молодого над старым . Именно эти, с позволения сказать, «моральные нормы», прослеживаются на телеэкранах ,на страницах газет, журналов, что, в свою очередь, рождает в детях подозрительность, агрессивные наклонности, культ потребительства и эгоцентризма.

В дошкольном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание, ребёнок хочет быть хорошим и поэтому внутренне ориентируется на положительных персонажей. Ребенку может стать ближе отрицательный персонаж, если он окажется его тезкой.

Ещё один источник угроз информационно-психологической безопасности для детей - это иллюстрации.

Анализ детской литературы показывает, что в последние годы снизилось качество иллюстрирования изданий для детей. Иллюстрацию в книгах для детей вместе с текстом - должна составлять то целое, которое становится средством, как воспитания, так и обучения ребёнка. При этом иллюстрация должна способствовать более глубокому пониманию ребёнком текста.

Претензии, которые мы можем предъявить к современным иллюстрациям, это:

- Слепое подражание некоторых художников западным иллюстраторам. В частности - изобразительному стилю Диснея.

- Использование в художественном оформлении изданий компьютерных технологий очень часто лишает детскую книгу эмоционального фактора. Она становится интересной внешне, но лишенной внутренней притягательной силы.

- Смешение критериев качества рисования в книгах для детей. Бывают ужасные по своему текстовому содержанию издания, нафаршированные хорошими иллюстрациями и наоборот - книги, хорошего содержания, но с иллюстрациями, как будто оторванными от смыслового наполнения. Клиповость, выразительность иллюстраций в таких изданиях, завораживая ребёнка, только усиливает негативное влияние той пустоты, которая обычно находится на месте текстового содержания.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

. Современные дошкольники с завидной легкостью овладевают навыками работы с компьютерными новинками. Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной. Признаемся себе, что в виду своей занятости взрослые благодарны мультфильмам и компьютерным играм, увлекающим ребёнка, за свободные минуты. Если ребёнок не хочет есть, родители отвлекают его яркой рекламой или мультфильмом, и тогда в открытый рот малыша быстро попадает пюре, каша и сок. А что за это время попало в его мозг, пока кажется неважным. Так мы впервые уступаем свои родительские права инф. технологиям. В итоге машина не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему вечно занятых родителей. Ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. Это нормально: дети всегда тянуться ко всему новому и интересному. Тем более, что герои мультфильмов всегда доброжелательны, а в компьютерных играх малыш всегда выходит победителем. В детском сознании искажается представление о реальности. Излишняя наивность и самоуверенность могут обернуться неприятностями в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. И тогда, огорченный первой неудачей, малыш вновь идёт туда, где он герой и чемпион. Итог – трудности в общении, проблематичная социализация. Есть семьи, в которых родители буквально погружены в Интернет и не только не могут уделить внимание ребёнку, помочь ему, но и сами нуждаются в помощи.

Конечно, польза компьютера неоспорима. С помощью этой современной машины дошкольник:

Растет технически грамотным.
Чувствует себя увереннее с любой техникой.
Развивает логическое мышление.
Увеличивает скорость реакции, принятие решения.
Улучшает память.
Учится концентрировать внимание.
Учится визуально воспринимать объекты.
Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.
Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.
Сейчас используют современные технологии и создаются очень реалистичные игры для детей. Маленький ребенок может раскрашивать картинки на компьютере или играть в пазлы. Для детей постарше разработано множество компьютерных программ, обучающих счёту и чтению. В виртуальных играх люди, звери, машины как настоящие. Любой ребенок рад заниматься компьютерными играми часами.

В целом, пользу от виртуальных игр можно выразить в следующем:

Воспитывается усидчивость.
Вырабатывается терпение и настойчивость в достижении цели.
Развивают и укрепляют связь между моторикой пальцев рук и мышлением
Многие игры расширяют кругозор детей, знакомят его с историей, техникой, миром вокруг нас.
Игры учат детей мыслить аналитически, развивают сообразительность.
Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но бездумное его использование может нанести непоправимый вред здоровью ребенка.

ВРЕД :

1.Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость.

2. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности.

3.Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия.

4. Чрезмерное увлечение телевидением/компьютером негативно отражается на качестве детской игры, уровне общей осведомленности ребенка об окружающем мире, культуре речи, поведении.

Очень важно, что находиться внутри компьютера, в какие игры играют дети. Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста:

В игре должна быть текстовая информация о ходе и правилах игры.
Функции разъяснения должны выполнять специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше, чем традиционный шрифт компьютера.
Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
В обучающих играх используется правильные ответы, доступные дошкольникам.
Нежелательно применение системы оценок в баллах.
Лучше, если программа имеет логическое завершение (построен дом, нарисован рисунок).
Больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике, появляется нервно-эмоциональное напряжение, требующего от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Лучше не давать дошкольнику серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры. Всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Компьютерные игры отнимают большую часть детского времени.

Компьютер – умная и нужная машина и никогда не навредит, если правильно ее использовать и соблюдать все меры предосторожности:

Следить за тем, во, что играет ребенок, какие фильмы он смотрит.
Установить на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка полезному и нужному.
Проводить с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.
Чаще играть с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.
Помогать ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.
Не оставлять ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).
Ограничить время нахождения за компьютером.
Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и полностью оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.Комплексное решение проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста со стороны государства, дошкольных образовательных учреждений и семьи позволит значительно уменьшить риски медиа-угроз. Поэтому обеспечение информационной безопасности детей дошкольного возраста должно стать одним из первоочередных направлений работы всех социальных институтов.

Нормативное регулирование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 27 июля 2006 года N 152-ФЗ О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ О БЕЗОПАСНОСТИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ,
ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ


Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет ресурса "Российская общественная инициатива"

Договор о сотрудничестве между МКУ «Волосовский центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи» Волосовского района Ленинградской области и образовательной организации «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13»

ПРИКАЗ от 25.08.2021 №34 О создании психолого-педагогического консилиума

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

План работы ПМПС и МДОУ Детский сад №13 на 2021-2022 год

Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окон